Главная » 2016 Январь 16 » Городская олимпиада по русскому языку 11 класс
13:05 Городская олимпиада по русскому языку 11 класс | |
Время выполнения – 60 минут
Задание 1. Выпишите номера предложений, в которых встречаются случаи неправильной постановки ударения в словах (ударный гласный выделен прописной буквой). Исправьте ошибки. 1. Для получЕния лицЕнзии нУжно предостАвить пакЕт докумЕнтов, средИ котОрых должнО быть и Экспертное заключЕние. 2. ОднИм из глАвных экономИческих показАтелей явлЯется Уровень дОбычи полЕзных ископАемых. 3. Мы включИм Этот вопрОс в повЕстку дня слЕдущего собрАния пАйщиков. 4. В крУпных торгОвых цЕнтрах покупАтели чАсто плАтят втридОрога за мнОгие товАры. 5. ПрипОднятое настроЕние чУвствовалось уже на пороге досУгового цЕнтра. Задание 2. Укажите термин по его определению: ______________________ - частный случай транспозиции, переход в разряд имён существительных слов других частей речи вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет. Приведите 5 различных примеров перехода в разряд существительных тех или иных частей речи. Задание 3. Прочитайте текст. Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор постановки знаков. Мне снилась снова ты в цветах на шумной сцене Безумная как страсть спокойная как сон А я повергнутый склонял свои колени И думал Счастье там я снова покорен (Александр Блок. Мне снилась снова ты…) Задание 4. Известный отечественный лингвист Л.В. Щерба является автором следующей фразы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Что демонстрирует это предложение? 1) наличие в слове лексического значения; 2) наличие в слове грамматического значения; 3) наличие словесного ударения. Задание 5 Одной из древнейших приставок в славянских языках была приставка *ра-. Проанализируйте значение слов, в которые она входит, и определите первоначальное значение этой приставки. Русск.: пасека, падчерица; словацк.: pakľuč («отмычка»), pazvuk («призвук»). Задание 6 Какое из приведенных простых предложений можно переделать в сложное при помощи пунктуации? 1) Отговорила роща золотая березовым веселым языком. 2) Люблю грозу в начале мая. 3) Вижу лицо в морщинах. 4) Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Задание 7. Объедините приведенные ниже односоставные предложения (отдельные или в составе сложных) в пары в соответствии с типом (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные). Укажите грамматические показатели отнесенности каждой пары к тому или иному типу односоставных предложений. 1. Поздравляю с праздником! 2. К нему записочки несут. (А.С. Пушкин). 3. Светает. 4. Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин). 5. Стой за правду горой. 6. Бегите быстрее! 7. Вам не видать таких сражений. (М.Ю. Лермонтов). 8. Пахнет весною сквозь стекла. Задание 8. Прочитайте предложения, укажите, какие типы придаточных в них используются. Ответ обоснуйте. 1. Сыщи ей жениха, /Чтоб хорош был, умен, /И в лентах, и в чести, /И молод был бы он (И.А. Крылов). 2. Здесь Михаил Михайлович встречал восход солнца, пока в доме все еще спали глубоким сном (В. Пришвина). 3. Наташа стала, как была, Опять румяна, весела… (А.С. Пушкин). 4. Люди всегда будут стремиться к вершинам, пусть даже это рискованно для жизни и здоровья. 5. Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день! (М.Ю. Лермонтов). 6. Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть (А.С. Пушкин). 7. Он спросил, читал ли я эту книгу. Задание 9. Разделите данные слова по значению корней на несколько групп. Вставьте пропущенные буквы. Сколько групп у вас получилось? Г.ремыка, г.рластый, г.речь, г.рь, разг.ряченный, г.рбушка, г.ревать, приг.релый, приг.рок, г.рловина, г.рчить, г.рбыль, заг.рать, приг.рюниться, г.рняк, г.рячка, г.ристый, г.рение, г.рловой, разг.р, сг.рбиться, г.рьковатый, г.рлодер, разг.раться, г.рестный, г.рючее, г.релка, сг.ряча, г.рец, косог.р, заг.р, г.рбатый, уг.реть, муха-г.рюха, г.рбуша, уг.рный, пог.рячиться, перег.реть, конек-г.рбунок, ог.рок, г.ресть. Задание 10. Прочитайте стихотворение Николая Заболоцкого «Гроза». Проанализируйте стихотворение по данным ниже параметрам и напишите небольшую статью в школьный литературный журнал. Выделите выразительные средства, соответствующие разным языковым уровням: лексические, морфологический, синтаксические. Как эти средства помогают автору выразить главную мысль стихотворения? Сформулируйте главную мысль стихотворения и авторское отношение к тому, о чем говорит поэт. ГРОЗА Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница, Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой. Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится. Низко стелется птица, пролетев над моей головой. Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке, Эту молнию мысли и медлительное появленье Первых дальних громов – первых слов на родном языке. Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева, И стекает по телу, замирая в восторге, вода, Травы падают в обморок, и направо бегут и налево Увидавшие небо стада. А она над водой, над просторами круга земного, Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы. И, играя громами, в белом облаке катится слово, И сияющий дождь на счастливые рвется цветы. 1946 Ключ Задание 1. (3 балла, по 1 за правильный ответ) 1 – экспЕртное, 2 – добЫчи, 4 – втрИдорога. Задание 2. (3 балла, 1 за термин, 2 за приведённые примеры) Субстантивация. Например, больной, двое на качелях, жаркое на второе, завтра не умрет никогда, далече грянуло ура и др. Задание 3. (5 баллов, 2 – за верную постановку знаков препинания, 3 – за верное их объяснение) Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене, Безумная, как страсть, спокойная, как сон, А я, повергнутый, склонял свои колени И думал: "Счастье там, я снова покорен!" Задание 4. (1 балл) 2 Задание 5 (2 балла, 1б. - за верное значение приставки, 1б. - за объяснение) Падчерица - дочь одного из супругов от предыдущего брака, неродная дочь; пашибок - обломок, осколок (шибок - удар, бросок, швырок); отмычка - ненастоящий ключ; призвук - ненастоящий звук. Следовательно, приставка *ра- имела значение «ненастоящий, возникший после» Задание 6 (1 балл) 3) Вижу: лицо в морщинах. (БСП) Задание 7. (8 баллов, 4б. – за верное распределение предложений, 4б. – за указание грамматических показателей видов односоставных предложений) Определенно-личные – глагол в форме 1 или 2 л. или в повелительном наклонении – № 1,6 Неопределенно-личные – глагол в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. - № 2,4. Обобщенно-личные – глагол в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения (пословицы, поговорки) - № 5. Безличные – глагол в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени - № 3,7,8 Задание 8. (7 баллов, по 1 баллу за каждое предложение) 1 – определительное (жениха какого? – чтоб хорош был…) 2 – времени 3 – определительное (Наташа стала какая? – как была…) 4 – уступительное (пусть можно заменить на союз хотя) 5 – изъяснительное (люблю что? – когда гаснет день) 6 – следствия (так можно заменить на союз поэтому) 7 – изъяснительное (он спросил что? – читал ли я…) Задание 9. (8 баллов, 1 балл за орфографию + по 1 баллу за выделение каждой из 7-ми групп) 1. Гарь, пригорелый, разгар, загорать, загар, горение, угарный, разгораться, огарок, горючее, горелка, угореть, перегореть. 2. Горемыка, горевать, пригорюниться, горестный, муха-горюха, горесть. 3. Пригорок, горняк, гористый, горец, косогор. 4. Горбушка, горбыль, сгорбиться, горбатый, горбуша, конек-горбунок. 5. Горечь, горчить, горьковатый. 6. Разгоряченный, горячка, сгоряча, погорячиться. 7. Горластый, горловина, горловой, горлодер. Задание 12. Максимальное количество баллов - 15 Выполненное задание оценивается по критериальной модели. Критериальная модель оценивания текста № Уровень анализа Критерии оценивания Кол–во баллов 1. Содержательный уровень (анализ произведения) Всего 10 баллов Верно выделены лексические средства выразительности, в т.ч. – тропы, определена их роль 4 Выделены грамматические средства выразительности, определена их роль (см. комментарии) 4 Верно сформулирована главная мысль и авторская позиция: автор сумел сказать о невыразимом – о творческих муках, в которых рождается Слово. 2 2. Речевое оформление текста ученика Всего 5 баллов Соблюдено единство стиля текста 1 Текст отличается композиционной стройностью и логичностью 1 В тексте приводятся аргументы, примеры, используются цитаты 1 Речевое оформление текста соответствует требованиям хорошей речи, 1 Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки 1 Комментарии 1. Экспрессию тексту придает особо упорядоченное употребление слов определенных частей речи в каждой из строф. В 1-й строфе много глаголов движения и таких же деепричастий. Внешнее действие богато и драматично: весь мир в тревоге. Дополнительную экспрессию придает строфе чередование глаголов совершенного и несовершенного вида. Во 2-й строфе глагол всего один, много существительных (отглагольных и/или абстрактных) и прилагательных, употребленных в переносном смысле, много согласованных и несогласованных определений. Это помогает подробно описать движение внутри человека, которому «трудно дышать», так как отглагольные существительные как бы останавливают действие, а определения называют признаки «отглагольных предметов», т.е. признаки внутренних действий человека. 2. В 1-й строфе пять простых предложений. Предложение «Все труднее дышать» контрастно по отношению к другим по лексическому наполнению и по грамматической структуре: оно односоставное, в нем говорится о человеке – в остальных двусоставных о состоянии природы. В этом предложении нет глагола внешнего движения, есть глагол, называющий состояние человека. Человек и природа различны: он порождает слово, т.е. мысль, природа – нет. 3. Ответ на 1-й вопрос может подготовить ответ на третий. Надо сказать об отглагольных и абстрактных существительных и определениях. | |
|
Всего комментариев: 0 | |