Главная » 2016 » Январь » 15 » Олимпиада по литературе 10 класс
20:09
Олимпиада по литературе 10 класс
Знание текстов художественных произведений.

1. Определите, кому из героев романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» принадлежат следующие характеристики:

Непосредственный, честный, цельный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.

1.2 «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, фальшивый, завистливый, человек с необоснованным самомнением.

1.3 Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критически мыслящий; высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой.

1.4. Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая.

Максимальное количество баллов – 4

2. Н.В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность изображения деградации помещиков в поэме «Мертвые души»:

А) Плюшкин б) Манилов в) Собакевич г) Коробочка д) Ноздрев

Максимальное количество баллов – 1

3. Назовите произведения русской литературы, в названиях которых встречаются числительные, и их авторов

Максимальное количество баллов – 3

4. Кому из литературных героев принадлежат слова? Укажите автора и произведение.

1)Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай.

2) У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего: оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее и то не день, а мгновение.

3) Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Максимальное количество баллов – 9

Историко-литературные задания.

1. При переводе на языки народов Востока названия известных произведений русских писателей заметно изменились. Соотнесите «обратный» перевод заглавий с русскими оригиналами; назовите авторов литературных произведений.



«Последний крах кровавых битв в северной Европе. Плачущие цветы и трепещущие ивы»


«Рудин

«Война и любовь»


«Метель»

«Перекати-поле»


«Станционный смотритель»

«Родительская любовь»


«Война и мир»

«Знак судьбы из бури»


Капитанская дочка»

Максимальное количество баллов – 5

2. Вспомните, кто является автором слов приведенных ниже романсов:

1) «Я помню чудное мгновенье…»

2) «И скучно, и грустно…»

3) «Я пришел к тебе с приветом…»

4) «Еду ли ночью по улице темной…»

Максимальное количество баллов – 4

3. Узнайте русских писателей- классиков по годам их жизни:

1) 1799 – 1837 2) 1818 – 1883 3) 1828 – 1910 4) 1814 – 1841

Максимальное количество баллов – 4

III. Знание теории литературы.

1. Ниже даны определения различных терминов - тропов. Соотнесите их, приведите свои примеры:



1. Синекдоха


А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

2. Аллегория


Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

3. Сравнение


В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

4. Гипербола


Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.

5. Олицетворение


Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

Максимальное количество баллов – 10

2. Соотнесите названия произведений и их жанровую принадлежность:

1. Л.Н.Толстой «После бала» а повесть

2. Ф. Шиллер «Перчатка» б историческая песня

3. М.Ю.Лермонтов «Мцыри» в рассказ

4. М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» г баллада

5. И.С.Тургенев «Ася» д сказка

6. «О Полтавской битве» е стихотворение

7. Н.А.Некрасов «Тройка» ж поэма

Максимальное количество баллов – 7

3. Определите стихотворный размер стиха, которым написано стихотворение Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»:

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

Максимальное количество баллов – 1

IV. Литература и другие виды искусства

1. Что вы можете рассказать о картине Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Максимальное количество баллов – 4

V. Анализ эпического произведения.

Памяти Вревской.

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гопшиталь, в разоренной болгарской деревушке -- с лишком две недели умирала она от тифа.
Она была в беспамятстве -- и ни один врач даже не взглянул на нее;, больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черенке разбитого горшка.
Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.
Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастия... не ведала -- и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась -- и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда -- а теперь, конечно, не узнает.
Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу -- хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.
Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!
И.С.Тургенев Сентябрь, 1878

Баронесса Юлия Петровна Вревская во время русског-турецкой войны была сестрой милосердия в Болгарии, где и умерла от тифа в госпитале. «Чудесное было существо – и столь несчастное!» - писал И.С.Тургенев

Максимальное количество баллов – 10

Олимпиада по литературе 10 класс Ответы

I. Знание текстов художественных произведений.

1.

1.1 Максим Максимыч

1.2 Грушницкий

1.3 Вернер

1.4. Бэла

Максимальное количество баллов – 4

2. б, г, д, в, а

Максимальное количество баллов – 1

3. «Два капитана» В. Каверина, «Два великана» М.Ю. Лермонтова, «Три сестры» А.П.Чехова, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Палата №6» А.П.Чехова и т. д.

По 1 баллу за произведение. Максимальное количество баллов – 3

4. 1) Пугачев, А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

2) Н.Н., И.С.Тургенев «Ася»

3) Молчалин, А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Максимальное количество баллов – 9 (1 балл – за персонаж, 1 балл – за автора, 1 балл за название произведения)

II. Историко-литературные задания.

1.

«Последний крах кровавых битв в северной Европе. Плачущие цветы и трепещущие ивы»


«Война и мир» Л.Н.Толстой

«Война и любовь»


«Капитанская дочка» А.С.Пушкин

«Перекати-поле»


«Рудин» И.С.Тургенев

«Родительская любовь»


«Станционный смотритель» А.С. Пушкина

«Знак судьбы из бури»


«Метель» А.С. Пушкина

Максимальное количество баллов – 5

2. 1) А.С. Пушкин 2) М.Ю. Лермонтов 3) А.А. Фет 4) Н.А. Некрасов

Максимальное количество баллов – 4

3. 1) А.С. Пушкин 2) И.С. Тургенев 3) Л.Н. Толстой 4) М.Ю. Лермонтов

Максимальное количество баллов – 4

III. Знание теории литературы.

1. 1. Б, 2. В, 3. А, 4. Д, 5. Г.

Максимальное количество баллов – 10: за соотношение по 1 баллу, за пример по 1 баллу

2. Л.Н.Толстой «После бала» рассказ

Ф. Шиллер «Перчатка» баллада

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» поэма

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» сказка

И.С.Тургенев «Ася» повесть

«О Полтавской битве» историческая песня

Н.А.Некрасов «Тройка» стихотворение

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 7 баллов

3. Дактиль. Максимальное количество баллов – 1

IV. Литература и другие виды искусства

1.Информация:

« Сюжетом картины послужил легендарный эпизод из жизни Запорожской Сечи: в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение запорожцы направили в ответ пересыпанное крепкими словечками письмо с отказом: "Ты - шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!" и т. д. Ключевой идеей Запорожцев стала идея выражения вольного духа людей, объединенных "братскими узами", сообща и воюющих, и веселящихся, стихия жизнелюбия, витальная, неукротимая энергия. Композиция картины динамична и в то же время строго уравновешена. Здесь совмещены горизонтальный и вертикальный ритмы, кругообразное движение, движение в глубину, и, напротив, из глубины. Сочные, яркие пятна локальных цветов своей мажорностью созвучны происходящему. Здесь Репину блестяще удалось то, что вообще чрезвычайно редко удается в живописи - передать смеющиеся лица. Исторический эпизод взят Репиным как повод для изображения безудержного хохота. Репин представил едва ли не все оттенки веселья, для определения которых в русском языке существует множество синонимов. Люди покатываются и хватаются за бока от смеха, ухмыляются, скалят зубы, гогочут, хихикают, заливаются и т. п. Эта "заразительность" смеха снимает историческую дистанцию между легендарной стариной и событием, воспринимаемым как происходящее здесь и теперь.»

Количество баллов – 4

V. Анализ эпического текста

Максимальное количество баллов – 10

В анализе эпического произведения учитываются глубина, полнота, степень раскрытия темы, оригинальность работы.

Максимальное количество баллов за всю работу - 62
Категория: Олимпиада | Просмотров: 1997 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar