Главная » 2016 Январь 15 » Олимпиада по литературе 10 класс
20:09 Олимпиада по литературе 10 класс | |
Знание текстов художественных произведений.
1. Определите, кому из героев романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» принадлежат следующие характеристики: Непосредственный, честный, цельный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный. 1.2 «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, фальшивый, завистливый, человек с необоснованным самомнением. 1.3 Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критически мыслящий; высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой. 1.4. Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая. Максимальное количество баллов – 4 2. Н.В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность изображения деградации помещиков в поэме «Мертвые души»: А) Плюшкин б) Манилов в) Собакевич г) Коробочка д) Ноздрев Максимальное количество баллов – 1 3. Назовите произведения русской литературы, в названиях которых встречаются числительные, и их авторов Максимальное количество баллов – 3 4. Кому из литературных героев принадлежат слова? Укажите автора и произведение. 1)Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай. 2) У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего: оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее и то не день, а мгновение. 3) Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Максимальное количество баллов – 9 Историко-литературные задания. 1. При переводе на языки народов Востока названия известных произведений русских писателей заметно изменились. Соотнесите «обратный» перевод заглавий с русскими оригиналами; назовите авторов литературных произведений. «Последний крах кровавых битв в северной Европе. Плачущие цветы и трепещущие ивы» «Рудин «Война и любовь» «Метель» «Перекати-поле» «Станционный смотритель» «Родительская любовь» «Война и мир» «Знак судьбы из бури» Капитанская дочка» Максимальное количество баллов – 5 2. Вспомните, кто является автором слов приведенных ниже романсов: 1) «Я помню чудное мгновенье…» 2) «И скучно, и грустно…» 3) «Я пришел к тебе с приветом…» 4) «Еду ли ночью по улице темной…» Максимальное количество баллов – 4 3. Узнайте русских писателей- классиков по годам их жизни: 1) 1799 – 1837 2) 1818 – 1883 3) 1828 – 1910 4) 1814 – 1841 Максимальное количество баллов – 4 III. Знание теории литературы. 1. Ниже даны определения различных терминов - тропов. Соотнесите их, приведите свои примеры: 1. Синекдоха А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. 2. Аллегория Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. 3. Сравнение В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. 4. Гипербола Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. 5. Олицетворение Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. Максимальное количество баллов – 10 2. Соотнесите названия произведений и их жанровую принадлежность: 1. Л.Н.Толстой «После бала» а повесть 2. Ф. Шиллер «Перчатка» б историческая песня 3. М.Ю.Лермонтов «Мцыри» в рассказ 4. М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» г баллада 5. И.С.Тургенев «Ася» д сказка 6. «О Полтавской битве» е стихотворение 7. Н.А.Некрасов «Тройка» ж поэма Максимальное количество баллов – 7 3. Определите стихотворный размер стиха, которым написано стихотворение Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»: Как хорошо ты, о море ночное,- Здесь лучезарно, там сизо-темно… В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно… Максимальное количество баллов – 1 IV. Литература и другие виды искусства 1. Что вы можете рассказать о картине Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Максимальное количество баллов – 4 V. Анализ эпического произведения. Памяти Вревской. На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гопшиталь, в разоренной болгарской деревушке -- с лишком две недели умирала она от тифа. Она была в беспамятстве -- и ни один врач даже не взглянул на нее;, больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черенке разбитого горшка. Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез. Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастия... не ведала -- и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась -- и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним. Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда -- а теперь, конечно, не узнает. Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано. Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу -- хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо. Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу! И.С.Тургенев Сентябрь, 1878 Баронесса Юлия Петровна Вревская во время русског-турецкой войны была сестрой милосердия в Болгарии, где и умерла от тифа в госпитале. «Чудесное было существо – и столь несчастное!» - писал И.С.Тургенев Максимальное количество баллов – 10 Олимпиада по литературе 10 класс Ответы I. Знание текстов художественных произведений. 1. 1.1 Максим Максимыч 1.2 Грушницкий 1.3 Вернер 1.4. Бэла Максимальное количество баллов – 4 2. б, г, д, в, а Максимальное количество баллов – 1 3. «Два капитана» В. Каверина, «Два великана» М.Ю. Лермонтова, «Три сестры» А.П.Чехова, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Палата №6» А.П.Чехова и т. д. По 1 баллу за произведение. Максимальное количество баллов – 3 4. 1) Пугачев, А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 2) Н.Н., И.С.Тургенев «Ася» 3) Молчалин, А.С.Грибоедов «Горе от ума» Максимальное количество баллов – 9 (1 балл – за персонаж, 1 балл – за автора, 1 балл за название произведения) II. Историко-литературные задания. 1. «Последний крах кровавых битв в северной Европе. Плачущие цветы и трепещущие ивы» «Война и мир» Л.Н.Толстой «Война и любовь» «Капитанская дочка» А.С.Пушкин «Перекати-поле» «Рудин» И.С.Тургенев «Родительская любовь» «Станционный смотритель» А.С. Пушкина «Знак судьбы из бури» «Метель» А.С. Пушкина Максимальное количество баллов – 5 2. 1) А.С. Пушкин 2) М.Ю. Лермонтов 3) А.А. Фет 4) Н.А. Некрасов Максимальное количество баллов – 4 3. 1) А.С. Пушкин 2) И.С. Тургенев 3) Л.Н. Толстой 4) М.Ю. Лермонтов Максимальное количество баллов – 4 III. Знание теории литературы. 1. 1. Б, 2. В, 3. А, 4. Д, 5. Г. Максимальное количество баллов – 10: за соотношение по 1 баллу, за пример по 1 баллу 2. Л.Н.Толстой «После бала» рассказ Ф. Шиллер «Перчатка» баллада М.Ю.Лермонтов «Мцыри» поэма М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» сказка И.С.Тургенев «Ася» повесть «О Полтавской битве» историческая песня Н.А.Некрасов «Тройка» стихотворение По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 7 баллов 3. Дактиль. Максимальное количество баллов – 1 IV. Литература и другие виды искусства 1.Информация: « Сюжетом картины послужил легендарный эпизод из жизни Запорожской Сечи: в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение запорожцы направили в ответ пересыпанное крепкими словечками письмо с отказом: "Ты - шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!" и т. д. Ключевой идеей Запорожцев стала идея выражения вольного духа людей, объединенных "братскими узами", сообща и воюющих, и веселящихся, стихия жизнелюбия, витальная, неукротимая энергия. Композиция картины динамична и в то же время строго уравновешена. Здесь совмещены горизонтальный и вертикальный ритмы, кругообразное движение, движение в глубину, и, напротив, из глубины. Сочные, яркие пятна локальных цветов своей мажорностью созвучны происходящему. Здесь Репину блестяще удалось то, что вообще чрезвычайно редко удается в живописи - передать смеющиеся лица. Исторический эпизод взят Репиным как повод для изображения безудержного хохота. Репин представил едва ли не все оттенки веселья, для определения которых в русском языке существует множество синонимов. Люди покатываются и хватаются за бока от смеха, ухмыляются, скалят зубы, гогочут, хихикают, заливаются и т. п. Эта "заразительность" смеха снимает историческую дистанцию между легендарной стариной и событием, воспринимаемым как происходящее здесь и теперь.» Количество баллов – 4 V. Анализ эпического текста Максимальное количество баллов – 10 В анализе эпического произведения учитываются глубина, полнота, степень раскрытия темы, оригинальность работы. Максимальное количество баллов за всю работу - 62 | |
|
Всего комментариев: 0 | |