Главная » 2016 » Январь » 16 » Олимпиада по математике 11 класс с ответами
10:19
Олимпиада по математике 11 класс с ответами
1 задача (2 балла). Доступна большинству учащихся и соответствует программе 10 класса, аналогичная задачам из контрольной работы на пятерку.

Задача 1. Решите уравнение:

.

Решение:

Прологарифмируем это уравнение по основанию 2012:

;

;

; х;

.

Обозначим ,

;

По теореме, обратной теореме Виета,

t = или t = ,

; = ,

x = 2011. .

Ответ: ; 2011.

Критерии оценивания:

Содержание критерия


Баллы

Обоснованно получен правильный ответ


2

Способ решения верен, но получен неверный ответ или решение не закончено ИЛИ обоснованно получен хотя бы один ответ


1

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше


0

2 задача (2 балла). Доступна большинству учащихся и соответствует программе 10 класса, содержит «изюминку», благодаря которой сильный ученик ее решает быстрее и рациональнее.

Задача 2. Решите неравенство: .

Решение.

1 способ. Рассмотрим функцию f (x) = . Ее область определения x 1.

На этой области функция f (x) строго возрастает как сумма двух возрастающих функций, определенных в этой области (эти функции возрастают по свойству функции ).

Значит, функция f (x) принимает наименьшее значение при наименьшем значении х из области определения, то есть в точке х = 1.

f (1) = .

Таким образом, для всех x 1 , поэтому исходное неравенство

выполняется лишь в случае равенства обеих частей 2, то есть при х = 1.

Ответ: 1.

2 способ. ОДЗ x 1.

По свойствам неравенств, для любого x 1

x 0; x 4;

; , (1)

значит, . (2)

Так как для любого x 1 имеет место (1) , то равенство (2) возможно лишь в случае

то есть при x = 1.

Ответ: 1.

Критерии оценивания:

Содержание критерия


Баллы

Обоснованно получен правильный ответ


2

Верный ответ получен, но недостаточно обоснованно ИЛИ Ход решения верен, но допущена незначительная ошибка


1

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше


0

3 задача (3 балла). Содержит геометрический материал, доступна большинству учащихся.

Задача 3. Ребра AD и BC пирамиды DABC равны 24 и 10 см. Расстояние между серединами ребер BD и AC равно 13 см. Найдите угол между AD и BC.

Решение.

Обозначим M – середина BD, N – середина АС.

По условию MN = 13 см.

1) Проведем NK параллельно BC, NK является средней

линией треугольника АВС, поэтому

NK = BC; NK = 5 см.

2) К – середина АВ, МК – средняя линия

треугольника ABD, значит,

МК = AD; МК = 12 см.

3) Так как прямая NK параллельна прямой BC,

прямая KM параллельна прямой AD, то угол MKN равен углу

между прямыми AD и BC.

4) В треугольнике KMN имеем: NK = 5 см, МК = 12 см, MN = 13 см.

MN2 = MK2 + NK2 (действительно, 169 = 144 + 25), по теореме, обратной теореме Пифагора, угол MKN прямой.

Ответ: 900.

Критерии оценивания:

Содержание критерия


Баллы

Обоснованно получен правильный ответ


3

Способ решения верен, но получен неверный ответ


2

Ход решения верен, но решение не закончено


1

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше


0

4 задача (4 балла). Соответствует по уровню задаче, предлагаемой на городском туре, тема произвольная.

Задача 4. Найдите все натуральные значения n, при которых является простым числом.

Решение.

Очевидно, n – нечетное число (если бы оно было четно, то сумма была бы четна), то есть n = 2k + 1. Тогда = = =

Воспользуемся тождеством:

= = .

Тогда

= .

Но по условию  число простое, следовательно, меньший множитель равен 1:

= 1;

;

что возможно лишь в случае, когда и , то есть при k = 0.

Отсюда n = 1.

Ответ: 1.

Критерии оценивания:

Содержание критерия


Баллы

Обоснованно получен правильный ответ


4

Способ решения верен, но решение недостаточно обосновано


3

Способ решения верен, но получен неверный ответ


2

Ответ правильный, но решение не обосновано


1

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше


0

5 задача (5 баллов). Соответствует по уровню задаче, предлагаемой на городском туре, тема произвольная.

Задача 5. Найдите все значения параметра а, при которых длина интервала, являющегося решением неравенства , равна 2 + .

Решение.

Пусть a – x = t, тогда x = a – t. Подставив x = a – t в данное неравенство, приходим к равносильной задаче: найти все значения параметра а, при которых длина интервала, являющегося решением неравенства , равна 2 + .

Построим эскизы графиков функций y = и y = t.

Графиком функции y = является полуокружность радиуса | a | с центром в начале координат, расположенная в I и II координатных четвертях.

В прямоугольном треугольнике ОМР ОМ = |a|,

ОР =МР, значит, ОР =МР = .

Итак, решением данного неравенства является отрезок , длина которого по условию должна равняться 2 + .

Имеем:

;

;

; откуда a =  2 или a = 2.

Ответ:  2; 2.

Критерии оценивания:

Содержание критерия


Баллы

Обоснованно получен правильный ответ


5

Способ решения верен, но решение недостаточно обосновано


4

Решение в основном выполнено верно, но имеет недочеты


3

Способ решения верен, но получен неверный ответ


2

Ответ правильный, но решение не обосновано


1

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше


0
Категория: Олимпиада | Просмотров: 426 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar