Главная » 2016 » Январь » 15 » Школьная олимпиада по литературе 11 класс
20:05
Школьная олимпиада по литературе 11 класс
1. Перу какого поэта принадлежит стихотворение, начинающееся словами:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало…

2. Назовите автора повестей «Левша», «Тупейный художник», «Зверь».

3. Какой эпиграф выбрал Пушкин к повести «Капитанская дочка»?

4. Откуда эти строки:

а) Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь:

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь.

б). У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

в) Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

г) Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

д) Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы

Как сон, как утренний туман.

е) Его убийца хладнокровно,

Навел удар… спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

ж) Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?...»

5. Назовите автора, название произведения.

а) Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности.

б) Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было.

в) Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало, и то свое, неважное – и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись.

6. По приведенным фрагментам определите автора и название произведения. Какие приемы фольклорной (народной) поэтики использует поэт в приведенных отрывках? Дополните полученный список, назвав еще несколько приемов.

А. В каком году – рассчитывай,

В какой земле угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков.

Б. Ой, тени! Тени черные!

Ой, избы, избы новые!

В. Пришла пора – сказался снег!

Он сирен до поры;

Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, тогда ревет.

Г. Шли долго ли, коротко ли,

Шли близко ли, далеко ли…

7. Восстановите из приведенных ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы. Справа укажите автора каждого произведения:

а) бахчисарайский, самоотверженный, первый, доходный, бедный, тупейный, каменный, обыкновенный;

б) художник, любовь, место, фонтан, гость, люди, история, заяц.

8. Из названных предметов гардероба составьте костюмы для литературных героев, имена которых приведены. Какие вещи не принадлежат ни одному из ниже перечисленных персонажей?

Пестрая рубашка с тугими воротничками, серый сюртук с прорехой под мышкой, летний светло-коричневый пиджак светло-коричневого оттенка, утренний в английском вкусе костюм, сиреневые жувеневские перчатки, фрак брусничного цвета с искрой, шинель на больших медведях, шерстяная радужных цветов косынка, небрежно повязанный галстучек, маленькая феска, серый жилет с медными пуговицами, круглая щегольская шляпа.

(Лужин, «Преступление и наказание»; Захар, «Обломов»; Павел Петрович «Отцы и дети»).

9. Напишите стихотворение на тему «Каникулы», которое будет одновременно удовлетворять всем следующим условиям:

а) стихотворный размер – трехстопный анапест;

б) строфическая форма – катрен;

в) рифмовка опоясывающая;

г) использование анафоры.

ОТВЕТЫ на школьную олимпиаду по литературе, 11 класс

1. А.А. Фет – 1 балл.

2. Н.С. Лесков – 1 балл.

3. Береги честь смолоду. – 1 балл.

4. За каждый правильный ответ - 1 балл, всего – 7 баллов.

а) «Евгений Онегин», А.С. Пушкин

б) «Руслан и Людмила», А.С. Пушкин

в) «Сказка о царе Салтане», А.С. Пушкин

г) «Медный всадник», А.С. Пушкин

д) «К Чаадаеву», А.С. Пушкин

е) «Смерть поэта», М.Ю. Лермонтов

ж) «Бородино», М.Ю. Лермонтов

5. За каждый правильный ответ - 1 балл, за автора и название – 1 балл, всего – 4 балла.

а) Илья Обломов;

б)Андрей Штольц;

в) Ольга Ильинская – герои романа «Обломов» И. Гончарова.

6. За каждый правильный ответ:

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» - 1 балл

А. анафора- 1 балл

Б. риторические восклицания- 1 балл

В. олицетворения- 1 балл

Г. анафора, синтаксический параллелизм- 1 балл

и далее по одному баллу за каждый самостоятельно названный прием и приведенный пример.

7. За каждый правильный ответ - 1 балл, всего – 8 баллов.

«Бахчисарайский фонтан», А.С. Пушкин

«Самоотверженный заяц», М.Е. Салтыков-Щедрин

«Первая любовь», И.С. Тургенев

«Доходное место», А. Островский

«Бедные люди», Ф.М. Достоевский

«Тупейный художник», Н.С. Лесков

«Каменный гость», А.С. Пушкин

«Обыкновенная история», И. Гончаров

8. Лужин, «Преступление и наказание»: летний светло-коричневый пиджак светло-коричневого оттенка, сиреневые жувеневские перчатки, круглая щегольская шляпа.

Захар, «Обломов»: серый сюртук с прорехой под мышкой, серый жилет с медными пуговицами.

Павел Петрович «Отцы и дети»: пестрая рубашка с тугими воротничками, утренний в английском вкусе костюм, небрежно повязанный галстучек, маленькая феска.

Оставшееся: фрак брусничного цвета с искрой, шинель на больших медведях, шерстяная радужных цветов косынка.

9. За соответствие перечисленным критериям – 4 балла.
Категория: Олимпиада | Просмотров: 443 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar