Главная » 2016 Январь 16 » Школьная олимпиада по русскому языку 9 класс
13:18 Школьная олимпиада по русскому языку 9 класс | |
Школьный этап
9 класс Время выполнения работы- 3часа Вариант 1 Задание №1 (5баллов) Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Вот мчится тройка удалая Вдоль по дороге столбовой, И колокольчик, дар Валдая, Гудит уныло под дугой. Задание№2 (10баллов) Расставьте ударение в словах: Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент. Задание №3 (4балла) Поспорили две ученицы: - Глагол говорите изъявительного наклонения,- утверждала одна. - Нет, повелительного наклонения,- не соглашалась вторая. Каков правильный ответ. Задание№4 (3балла) Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов. Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать. Задание№5 (4балла) Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения: внушить, прихотливый. Задание№6 (4балла) Являются ли этимологически родственными слова крыть- крыло- крыльцо- крыша ? Объясните. Задание№7 (4балла) Угадайте слово по толкованию его лексического значения: а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь; б) краткий перерыв между действиями спектакля; в)изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде; г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Задание№8 (8баллов) Объясните значение заимствованных слов: дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой. . Задание№9 (4балла) Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга. Задание№10 (7баллов) Определите, какими частями речи являются выделенные слова: а) Об этом событии студенты узнали после. б) Раз мы отправились на экскурсию. в) После урока дети отправились на прогулку. г) Раз назвался груздём, полезай в кузов. д) Мы голосуем за. е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома. ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо. Задание№11 (2балла) Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). Объясните. 1.Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский. 2.Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века. 3.Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката. 4.Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка». Задание №12 (6баллов) Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности? Задание №13(2балла) В каком предложении неправильно названа грамматическая основа? 1.Всё в городе было ново и непривычно. 2.Главное сейчас - не сидеть сложа руки. 3.На минуту солнце закрыло большое облако. 4.Кто бы мог поверить в такие чудеса. Задание№14.(10баллов) Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра. Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап...ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл...вах чу…твуя пр...бл...жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш...м воздухе (не,ни)слышно н...сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л...гушки. Ключи к варианту 1 Ключ к №1. Мчится, тройка, удалая, вдоль, дороге, столбовой, колокольчик, Валдая, гудит, дугой. Ключ к №2. Расставьте ударение в словах: балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт. Ключ к №3. Обе ученицы правы. Вне текста глагол «говорите» можно рассматривать как глагол изъявительного наклонения, 2лица, множественного числа, -ите- личное окончание глагола 2 спряжения- (вы говорите) и как глагол повелительного наклонения (говорите громче),где -и-суффикс повелительного наклонения, те- окончание 2лица множественного числа Ключ к №4. Ночь- ночка -ночник -ночной -ночевать- ночёвка -заночевать -переночевать Ключ к №5. Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения: Современный разбор------------Историческое членение Внуш-и-ть вн-уш-и-ть(этимологическое значение «вложить в ухо») Прихот-лив-ый при-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах при-хот-ь, хот-е-ть, похоть) Ключ к №6. Корень «кры» отчётливо проявляется в каждом из слов рассматриваемой группы. Все слова являются производными от древнего «крыти» с тем же значением, что и в современном слове «крыть». Слово «крыльцо» (древняя форма «крыльце») первоначально было уменьшительно-ласкательным образованием от крыла. Ключ к №7. А) авантюризм, б)антракт, в) гротеск, г) эпитет. Ключ к №8. Дюйм- английская мера длины; куркума- травянистое растение семейства имбирных; курсив- наклонный типографский шрифт, близкий к рукописному по начертанию; реликвия- свято хранимые как память о прошлом вещи; фетиш- предмет слепого поклонения; купюра- сокращение, изъятие текста; гобой- деревянный духовой музыкальный инструмент. Ключ к №9. А)так, как получится, случится; б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо; в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо; г) ничем не выделяющийся, посредственный человек. Ключ к №10. а)наречие; б)наречие; в)предлог; г)союз; д)наречие; е)предлоги; ж)наречие. Ключ к №11. 4.Название книги является несогласованным приложением, при употреблении слова книга название не склоняется. Ключ к №12. Разделительный твёрдый знак. Ключ к №13. Предложение 3 – облако закрыло. Ключ к №14. Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки. 2 вариант Задание№1.(10баллов) Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, поименный, обжитое, досуг, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, знамение, озвучение, медикаменты, задолго, еретик, анатом, донельзя, бармен, эксперт, перчить. Задание№2 (2,5балла) Определите, в каких словах пишется буква «э»: а)д..т…ктор г)пиру…т(в танце) ж)трёх...тажный б)про…кт д)фуж…р з)с…кономить в)уд…гейцы е)ду…ль и) кар… Задание№3(3,5баллов) Разбейте слова на морфемы: таможенник, оправдательный, осетрина, баллотировать, подъездной, преуменьшать, царственность. Задание№4 (2балла) В каких случаях на месте пропуска произносится [ э ],а в каких [ о ]? Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный, ман…вры. Задание №5 (4балла) Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение. Счастливые часов не наблюдают. Во всех ты, душенька, нарядах хороша! Со щитом или на щите. Перекуём мечи на орала. Задание №6 (5баллов) Есть ли родственная связь между словами мир и милый? Задание №7 (10 баллов) Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки: Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука. Задание №8 (10баллов) « Да, так-с! Ужасные бестии эти азиаты…» (М.Ю.Лермонтов) «…Он дамам к ручке не подходит; Всё да да нет; не скажет да-с Иль нет-с». Таков был общий глас. (А.С.Пушкин) «Василий-су! Отведай сего царского брашна!» (А.К.Толстой) «Никита-ста! Царь-государь жалует тебя чашей со своего стола» (А.К.Толстой) «С» «су» «ста» - эти «приговорки» называются «словоерсами» Что они обозначают? Что обозначает слово «словоерс»? Задание №9 (3балла) Определите, какие среди данных слов являются именами существительными одушевлёнными: платье, жизнь, сын, мертвец, труп, народ, семья, душа, кукла, круп, щенок, толпа, урод, общество, отряд, утопленник, брат, гость. Задание №10 (4балла) Определите, какими членами предложения являются выделенные наречия. 1.На завтрак были поданы яйца вкрутую. 2.По мосту пришлось ехать шагом. 3.Туфли пришлись впору. 4. У Марфы все дочери уже замужем. 5.Дом слева оказался музеем. 6.Она попросила посетителя быть вежливым к продавцам. 7.Сверху и снизу бежала вода. 8.Его приезд весьма некстати. Задание №11 (5баллов) Восстановите стихотворную строфу по перепутанным строкам, в которых все слова даны в начальной форме, расставьте знаки препинания. Много, я, час Прилечь, между, высокий, трава Бежать, и, наконец, устав Прислушиваться, погоня, нет Задание №12 (1балл) Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Выбрав пьесу, 1)мы немедленно начали репетировать. 2)оказалось, что там слишком много ролей. 3)началось распределение ролей. 4)была назначена первая репетиция. Задание №13 (5баллов) Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу. Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом. Задание №14 (4балла) Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Найдите ошибки, напишите предложения в исправленном виде. 1.Благодаря ненастью транспорт в городе остановился. 2.Абитуриент рассказал свою автобиографию. 3.В декабре более чаще идёт снег. 4.Врач выписал Ирине порошок для головной боли. Задание №15( 15баллов) По данному началу создайте текст в публицистическом стиле. Обоснуйте мысль, содержащуюся в первом предложении. Я уверен, что для полного овладения русским языком , для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из- под куста лещины. Ключи к варианту 2 Ключ к №1 СлИвовый, пЕтля, усугубИть, поимённый, обжитОе, досУг, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, знАмение, озвУчение, медикамЕнты, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя, бАрмен, экспЕрт, перчИть. Ключ к №2 В,г,е,ж,з. Ключ к №3 Таможен-н-ик, о-правд-а-тельн-ый, осетр-ин-а, баллот-иров-а-ть, подъ-езд-н-ой, пре- у- мень-ш-а-ть, цар-ств-енн-ость. Ключ к №4 [ э ] – гололедица, опека, афера [ о ] – безнадёжный, манёвр Ключ к №5 1.Счастливые люди обычно не замечают течения времени. Литературный источник – А.С.Грибоедов «Горе от ума» 2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма И.Ф.Богдановича «Душенька» 3.Оказаться победителем, идти на риск, биться героически и погибнуть в бою. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля боя на его щите . 4.Сменить войну на мир. «Орало» - соха Ключ к №6 Слово ми-р образовано от слова ми-лый. Древний корень ми является корнем индоевропейского характера и первично имел значение « нежность, радость, удовольствие» (См. словарь Шанского Н.М.) Ключ к№7 Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают. Ключ к №8 «С» - всё, что язык сохранил от слова «государь». «Государь» превратился в «сударь»; «сударь»- в «су»; «су» в «с». «Ста» - придавало обращению вежливость и почтительность и обозначало «пожалуй, старый» («пожалуй, награди меня такой милостью твоей») - «Скушайте, пожалуй-ста» Буква «С» в старославянской азбуке носила название «слово», сочетание из неё и «ера» в народе получило имя «словоер». «Словоерс» буквально значит: «эс да ер будет «с». (УспенскийЛ.В. «Слово о словах») Ключ к №9 Сын, урод, утопленник, брат, гость, щенок. Ключ к №10 1-определение; 2-обстоятельство; 3-сказуемое; 4-сказуемое; 5-определение; 6-дополнение; 7-обстоятельство; 8-сказуемое. Ключ к №11 Много я часов Бежал и, наконец, устав, Прилёг между высоких трав; Прислушался: погони нет. Ключ к №12 - ( 1). Ключ к№13 Что написано пером, не вырубишь топором. Ключ к №14 В данных предложениях допущены стилистические ошибки. 1.Из-за ненастья транспорт в городе остановился. 2.Абитуриент рассказал автобиографию. 3.В декабре чаще идёт снег. 4.Врач выписал Ирине порошок от головной боли. | |
|
Всего комментариев: 0 | |